Соединение двух проводов
Бытовой ремонт №1
Выберите надежных мастеров без посредников и сэкономьте до 40%!
- Заполните заявку
- Получите предложения с ценами от мастеров
- Выберите исполнителей по цене и отзывам
Разместите задание и узнайте цены
При частном строительстве рано или поздно возникает необходимость в монтаже электросетей. Некоторые люди обращаются за помощью к специалистам, другие хотят сделать это самостоятельно. Сам процесс не представляет большой сложности, если есть определенные навыки и знания норм безопасности, но это касается в основном соединения проводов одного сечения.
Но довольно часто возникают ситуации, когда необходимо надежно соединить три и больше проводов между собой, причем все они имеют разное сечение. В связи с этим вопрос о том, как правильно и безопасно соединить провода различного сечения, в настоящее время является одним из самых актуальных при монтаже электросетей.
Способы соединения проводов различного сечения
Соединение медных проводов разной толщины – это не самый тяжелый процесс. Однако для максимальной надежности и безопасности здесь нужно соблюдать определенные требования. Соединить три провода разного сечения можно несколькими способами:
- сваркой или спайкой;
- с использованием винтовых зажимов;
- с применением самозажимных клемм;
- болтовым соединением;
- ответвительным сжимом;
- с использованием медных наконечников.
Три провода разного сечения можно надежно соединить любым из перечисленных способов, но важно помнить, что при монтаже розеток и выключателей нельзя на один контакт подключать кабеля разной толщины. В этом случае самый тонкий из них будет прижат недостаточно плотно. А это, в свою очередь, может отрицательно отразиться на безопасности эксплуатации.
Соединение проводов разного сечения сваркой или спайкой
Самый простой, но достаточно надежный способ соединения кабелей, которые имеют разную толщину. В данном случае три провода между собой можно соединить методом жесткой скрутки с последующей фиксацией. Но здесь следует помнить о том, что надежное соединение возможно только между проводами примерно одинакового сечения. Скрутка проводов, чьи диаметры отличаются существенно, не может быть надежной.
Скручивать три провода разного сечения между собой нужно аккуратно. Каждая медная жила должна плотно обвивать соседнюю. Зазоры между ними должны быть минимальными. В противном случае это скажется на безопасности последующей эксплуатации.
Перед тем, как приступить непосредственно к скрутке трех проводов, разложите их перед собой и отсортируйте по толщине. Нельзя накручивать тонкий провод на толстый – это скажется на качестве контакта. Подобное соединение не прослужит долго.
Соединение трех проводов разного сечения с помощью винтовых зажимов
Три провода разной толщины можно надежно соединить между собой с использованием специальных винтовых зажимов ЗВИ. Зажимы имеют очень удобную конструкцию и позволяют создавать контакт между кабелями, которые имеют различные сечения. Прочность соединения достигается за счет применения отдельных винтов для каждого зажима.
Выбирать зажимы ЗВИ нужно с учетом сечения проводов, которые будут соединяться, а также их токовой нагрузки. Для надежного контакта рекомендуется соединять три провода соседних сечений. Условно обозначим сечение подключаемых проводников как СПП, а допустимый длительный ток – как ДДТ. Ниже приведены параметры зажимов и проводов:
- ЗВИ-3 – СПП 1 – 2,5; ДДТ – 3;
- ЗВИ-5 – СПП 1,5 – 4; ДДТ – 5;
- ЗВИ-10 – СПП 2,5 – 6; ДДТ – 10;
- ЗВИ-15 – СПП 4 – 10; ДДТ – 15;
- ЗВИ-20 – СПП 4 – 10; ДДТ – 20;
- ЗВИ-30 – СПП 6 – 16; ДДТ – 30;
- ЗВИ-60 – СПП 6 – 16; ДДТ – 60;
- ЗВИ-80 – СПП 10 – 25; ДДТ – 80;
- ЗВИ-100 – СПП 10 – 25; ДДТ – 100;
- ЗВИ-150 – СПП 16 – 35; ДДТ – 150.
При правильном выборе винтового зажима можно создать действительно надежное соединение, которое будет обеспечивать бесперебойную работу электросети.
Соединить провода разного сечения с помощью болтов
Еще один способ соединения между собой проводов разного сечения – создание контакта с помощью болтов, шайб и гаек. По мнению профессиональных электриков, такое соединение является самым долговечным и прочным. Сам процесс не слишком сложный, занимает минимум времени. Процедура проходит следующим образом:
- медные жилы провода тщательно зачищаются (длина зачищаемого участка жилы зависит от диаметра болта);
- зачищенная жила загибается в форме петли;
- петля надевается на болт;
- сверху устанавливается промежуточная шайба;
- далее надевается петля провода другого сечения и фиксируется промежуточной шайбой.
Так продолжается до тех пор, пока между собой не будут соединены все провода. После надевания последней петли и последней шайбы конструкция прочно затягивается гайкой.
Использование медных наконечников для контакта соединений
Также очень простым способом создания надежного соединения является применение медных наконечников. Их рекомендуют использовать для контакта проводов большого диаметра. Перед тем, как приступить к процедуре, необходимо подготовить не только сами наконечники, но и специальное оборудование – обжимные клещи или гидравлический пресс.
При всех очевидных достоинствах такой вид соединения имеет один (но существенный) недостаток – достаточно солидные размеры, из-за которых полученная конструкция может поместиться не в каждую распределительную коробку. Тем не менее, специалисты активно используют этот метод.
Процесс создания контакта проходит следующим образом:
- провода разного сечения тщательно выпрямляются;
- жилы каждого из них зачищаются примерно на два-три сантиметра;
- на каждую зачищенную жилу надевается наконечник и зажимается с помощью гидравлического пресса или обжимных клещей;
- далее надеваются болты, а провода соединяются гайкой.
После того, как вся работа будет сделана, нужно тщательно изолировать место соединения, чтобы в процессе эксплуатации не возникало опасных ситуаций.
Самостоятельный монтаж электропроводки и создание контактов с помощью клемм
Универсальные зажимные клеммы появились на рынке сравнительно недавно, но практически сразу стали пользоваться серьезным спросом не только у специалистов, но и среди потенциальных клиентов, которые предпочитают все электромонтажные работы на дому проводить самостоятельно.
С помощью самозажимных клемм можно создавать прочные и надежные контакты между несколькими проводами (три и больше). Основным достоинством таких клеммников является их практически безграничная функциональность – с их помощью можно соединять провода, чьи размеры различаются значительно.
Конструкция клемм предусматривает наличие отверстий, в которые вводятся предварительно зачищенные жилы. К примеру, в одно отверстие можно ввести провод с сечением 1,5 мм, в другое – провод диаметром 4 мм, в третье – 2,5 мм и так далее. И после их соединения контакт будет достаточно прочным и надежным.
Существует еще несколько способов, как соединить три и больше проводов разного диаметра, но их используют довольно редко из-за сложности и длительности самого процесса. Если вы захотите воспользоваться одним из них – проконсультируйтесь предварительно со специалистом, который компетентен именно в этой области.
2 Схемы
Принципиальные электросхемы, подключение устройств и распиновка разъёмов
Как соединить два провода без пайки
Понятно что можно соединить два или три провода вместе спаяв их, но это самый сложный способ, ведь нужен паяльник, розетка, припой, флюс… Конечно самый простой способ соединить провода — это скрутить их. Если знаете как это грамотно сделать, такое соединение может быть вполне механически прочным, обеспечивать хороший электрический контакт. Посмотрите фото ниже. Оно показывает метод, используемый для соединения кабелей вместе с высокой механической прочностью.
Этот способ однако имеет свои недостатки. Создание таких соединений очень утомительно, особенно если их должно быть много в электроустановке. Кроме того, длина кабеля, используемого для подключения, велика, что говорит о том, насколько меньше проводов нам потребуется для установки, если таких подключений действительно много, или сколько придется заплатить за подключение системы. Что важно — такие соединения ни при каких условиях не могут быть выполнены под напряжением, которое иногда отключить невозможно и приходится работать под током.
Меры предосторожности
Провода часто различаются по размеру и типу проводника. Самый тонкий провод во всей системе должен быть способен передавать максимальный ток, который течет в цепи. Кроме того, соединение между двумя проводами может дополнительно увеличить последовательное сопротивление, особенно если оно не является хорошим или, например, оно не соответствует диаметру провода. Это может привести к перегреву соединения, что часто наблюдается после неопытных электриков.
В зависимости от напряжения и тока для этих типов соединений применяются разные стандарты. Эти стандарты существуют не просто так, и если вы их игнорируете, то делаете работу на свой страх и риск. Иногда это заканчивается очень неприятным образом. Типичным примером является возможность пожара из-за использования неподходящего соединителя в электросети, даже если соединитель находится в совершенно ином месте чем произошедшее возгорание.
Теперь давайте рассмотрим наиболее популярные и часто используемые кабельные разъемы для соединения между собой электрических проводов.
Электрический клеммник
Если хотите соединить несколько разных электроцепей вместе, можете использовать электрический клеммник, как показано на рисунке. Тема клеммников очень широка — это огромная группа соединителей, которые было бы трудно охватить в пределах одной статьи, поэтому давайте просто изучим фото — у большинства из нас уже была возможность использовать этот тип соединения при монтаже люстр и светильников.
Гайки для кабелей
Эти типы разъемов (Molex 0191600039) бывают разных цветов и размеров. Они очень популярны в электроустановках разных стран. Они используются для соединений в энергетической сети внутри помещений. Такая гайка состоит из усеченного конуса из изоляционного материала с резьбой внутри.
Использовать такое соединение просто — возьмите два изолированных конца шнура, вставьте их в конус и скрутите. Эта гайка позволяет легко подключать между собой даже сильно не совпадающие диаметры проводов, а также позволяет подключать два, три или четыре провода одновременно. При условии что все оголенные проводники находятся в изолированном конусе, соединение полностью изолировано. Однако сам разъем не очень прочный, и сильный рывок может привести к его отсоединению, что означает следует подумать о том, не может ли возникнуть какое-либо механическое напряжение в этом месте. Положительной стороной этого разъема является тот факт, что можно при желании раскрутить его, чтобы внести изменения.
Быстрый разъем Wago
Быстрый разъем (Wago 221), показанный на фото, предназначен для соединения двух проводов вместе, но они доступны в версиях и с пятью одновременными подключениями. Изолированные концы кабеля помещаются в разъемы, которые защелкиваются нажатием на рычаг.
Благодаря рычагу закрепление и открепление разъема очень просты — соединение можно использовать повторно несколько раз. Также доступны дополнительные аксессуары для разъемов Wago, которые позволяют, например, навсегда смонтировать весь блок разъемов в корпусе.
Лопаточные клеммы
Любой кто знает о проводке автомобиля, видел как выглядят лопаточные клеммы. Вот фотографии изображающие такой разъем: есть в версии папа (Panduit DNF18-250-M) и в версии мама (Panduit DNF14-250FIM-M).
Клеммы такого типа зажимаются на изолированных проводах с помощью специального устройства — обжимного инструмента. Разъемы доступны в широком диапазоне цветов изоляции. Очень часто цвет также является показателем рекомендуемой толщины проволоки, при которой клемма должна быть обжата.
Обычно часть этого соединения прикрепляется к реле или другому блоку устройства, а другая часть надевается на него и располагается на кабеле, однако есть и просто обжимные разъемы.
При его использовании убедитесь что всё соединение полностью изолировано. Специальные изоляционные прокладки делают это довольно надёжно. Соединители этого типа обеспечивают довольно высокую устойчивость к случайным отключениям даже для сильных натяжений.
Штекерные обжимные соединители
Эти соединители используют те же инструменты для обжима и изоляции, что и лопаточные клеммы, стыковые соединители (например, соединитель Phoenix Contact 3240061) часто встречаются в той же серии производителей, что и автомобильные клеммы.
Такой соединитель представляет собой просто металлическую трубку (иногда изолированную), в которой зачищенный конец одного провода помещается на одном конце трубки, обжимают его и повторяют это действие для другого провода на другой стороне.
Соединители типа пуля
Указанное соединение неразборно. Такое соединение чаще звучит в английском названии: Bullet Connector. На фото показана пара разъемов Panduit: EBV18-4MB-Q и EBV18-4B-Q.
Этот тип соединения состоит из металлической трубки в которой кабель зажимается с одной стороны, напоминающей пулю (иногда с дополнительной изоляцией), а с другой — аналогичной трубки, в которой так называемая «пуля» заходит. Электрический провод также подключен ко второй трубке.
Разъемное соединение Scotchlok
Иногда необходимо использовать неразорванный кабель для подключения. Конечно, его всегда можно разрезать и сделать, например, трехстороннее соединение. Существует для этого практика, которая заключается в удалении небольшого участка изоляции провода и обмотку его другим. Однако доступно гораздо лучшее решение — муфты Scotchlock, показанные на картинке.
Этот разъем имеет две дорожки. Одна из них скользит по основному проводу (изолирован), а другая для стыкового. Весь разъем на обоих проводах закрывается, что может потребовать использования плоскогубцев, особенно с большими сечениями провода или более толстой изоляцией. При закрытии разъема в изоляцию вдавливается специальный нож, который пройдя через него касается внутреннего проводника, замыкая оба провода расположенные в элементе. Этот вид технологии (с прорезанной контактной изоляцией) называется IDT.
Стыковые разъемы IDT
Теперь, когда мы уже представили один вид разъема IDT, узнаем про еще несколько разъемов этого типа. На фото показан пример стыкового соединителя IDT (Keystone 8377). Существует много серий разъемов такого типа, например, показанный i-Clamp Keystone или серия Coolsplice от TE Connectivity.
Клеммы монтажные Navigator
Очень удобные соединители типа педальки, считаются одними из наиболее современных.
Фитинги разъёмы
Также есть такие соединители типа фитинги. Полностью изолированные, а значит можно при необходимости работать под напряжением.
Подведение итогов
Для всех вариантов подключения описанных выше важно помнить, что некоторые из них — например, клеммники или гайки — универсальны и очень популярны, в то время как другие специализированы, то есть служат для конкретного применения. Нужно всегда хорошо подумать, чтобы выбрать правильный разъем для подключения проводов в электросети или другой установке, которую ремонтируем или создаём. А если сомневаетесь — спросите в комментариях и постараемся вопрос прояснить.
LizarD71 › Блог › Соединение проводов в авто: пайка, скрутка, обжим?
Этот вопрос посещает, пожалуй, каждого, кто впервые сталкивается с задачей самостоятельного дооснащения своего любимца всякой, полезной для авто, всячиной.
Я не был исключением, и прежде чем шаловливыми ручками лезть свеженький продукт немецкого автопрома, решил основательно подготовиться, дабы не кусать потом локти.
Основные требования к соединениям я бы обозначил следующие:
— физическая прочность;
— электрическая надежность (низкое сопротивление);
— во многих случаях герметичность.
Рассмотрим по порядку основные варианты:
Пайка
Главная проблема здесь — активное окисление соединения в условиях уличной эксплуатации, что в конце концов приводит к разрушению соединения. Конечно, можно защитить соединение, но в этом случае затраты времени и сил будут неоправданно большими. К тому же, концерн VAG официально запрещает использование пайки при ремонте. На изображении ниже:
1. Официальное руководство по ремонту ElsaWin для автомобилей VAG группы
2. Программа для саморазвития для механиков автомобилей всё той же VAG группы SSP-91
3. Указание для службы сервиса по установке дополнительных электрических аксессуаров TPI 2028026
Дополнение 1:
В каментах многие защищают пайку как вид соединения.
Вынужден пояснить: я не против этого соединения. Если его правильно выполнить, скорее всего оно переживет автомобиль. НО — далеко не у каждого хватит знаний и опыта для этого! Да и для опытного человека пляски с паяльником под торпедой — весьма сомнительное удовольствие. Именно поэтому я читателям не советую этот метод.
Дополнение 2:
Если вы в своих силах уверены и намерены пользоваться именно пайкой, то вот вам рецепт от FirstHant :
Если нужно качественное, надежное и долговременное соединение-
— провода зачищаем и правильно скручиваем
— качественно пропаиваем. (паяльники на 12 вольт — не редкость, как и преобразователи 12-220)
— удаляем остатки флюса
— соединение промазываем специальным полиуретановым или цапон-лаком
— затягиваем в термоусадку
— фиксируем соединение с двух сторон
Скрутка
Основная проблема скрутки (причем, не только в автоэлектрике) — кроется в простоте исполнения. Суть соединения заложена в названии и многие рвутся в бой, не ознакомившись с матчастью, в результате делается очень много “неправильных” скруток, которые разваливаются, подгорают и т.д. и т.п. Отсюда и дурная слава данного вида соединений, раскатами грома летящая из разных точек интернет-просторов.
Плюсы:
— минимум инструментов;
— сохранение целостности оригинальных проводников, нарушается только изоляция;
— возможность демонтажа соединения.
Минусы:
— малая площадь контакта либо большие габариты соединения;
— малая физическая надежность соединения.
С учетом всех плюсов и минусов, я бы рекомендовал правильную скрутку для слаботочных соединений (всяческие диодные подсветки, видеорегистраторы, кнопки и т.п.). Для силовых цепей типа головного света, ПТФ и т.п. скрутка — не лучший вариант. Кроме того во всех случаях настоятельно рекомендую тщательно изолировать соединение, причем подключаемый провод желательно примотать к основному жгуту на некоторое расстояние, чтобы соединение не испытывало физических нагрузок (для этого очень хорошо подходит тряпичная изолента).
Как сделать правильную скрутку?
1. Зачищаем оригинальный и подключаемый провода на 1,5-2 см. Для этого можно использовать канцелярский нож. Будьте осторожны, не порежьте жилы и пальцы.
2. Расправляем жилы обоих проводов, образуя нечто типа веника.
3. Вставляем “веник” подключаемого провода в начало “веника” основного так, чтобы жилы были вперемешку. Если подключаемся к существующему проводу — также слегка расправляем его жилы и вставляем новый провод, чтобы жилы были вперемешку.
4. Крепко руками скручиваем жилы по всей длине.
5. Изолируем, герметизируем по мере надобности, жгутируем.
Дополнение:
В каментах FirstHant отлично расписал процесс изготовления правильной скрутки:
если правильно делать — зачищать на пару сантиметров, провода скрещивать, отступив 5 мм от изоляции и зачищенный конец наматывать плотно, виток к витку на другой провод, т.е. от места “скрещивания” до изоляции. Такая скрутка механически прочная, растянуть ее невозможно — только оборвать провод. Провода обязательно должны быть из одинаковых металлов. Для защиты от окисления можно смазать густой смазкой, без фанатизма.
Зачищать лучше специальной приспособой, типа такой www.chipdip.ru/product/ht-766-tl-766/. Сила сжатия регулируется, в зависимости от прочности изоляции.
Наружные соединения защищать изолентой нельзя! Собирается под ней влага, уходит плохо, соединение быстро разрушается.
Обжим
Важное замечание: практически все производители рекомендуют именно обжим в качестве основного способа соединения проводов при ремонте, VAG группа — в том числе (с применением оригинальных соединительных муфт — о них ниже).
Плюсы:
— простота соединения;
— физическая прочность соединения;
— при использовании особых муфт — изоляция+герметизация одним действием без использования дополнительных материалов.
Минусы:
— оригинальный провод придется резать;
— необходим кримпер — специфический (хоть и не сильно дорогой) инструмент;
— оригинальные муфты хоть и очень хороши, но дОроги — стольник за штуку +/- (благо, теперь есть аналоги).
К этой же категории отнесу прокалывающие ответвительные зажимы. О них дальше.
Долго для меня было загадкой, как выполняются штатно соединения нескольких проводов внутри жгута. Выглядит такое соединение вот так:
И вот недавно наткнулся на видео, как это работает:
Так или иначе, очевидно, что “на коленке” повторить такое соединение не получится, поэтому продолжаем.
Процесс соединения проводов обжимом
Для соединения используются муфты. Вот они:
Дополнение 0:
Для подключения к проводке есть еще один способ, позволяющий полностью сохранить оригинальную проводку, но требующий инструмента. Он будет описан в конце статьи.
Дополнение 1:
С удивлением для себя обнаружил, что есть аналоги от боша, причем намного дешевле VAGа!
Bosch 1 987 532 035 — 0,5-1,0мм
Bosch 1 987 532 000 — 0,5-1,5мм
Bosch 1 987 532 001 — 1,5-2,5мм
Bosch 1 987 532 002 — 4,0-6,0мм
Дополнение 2:
Не так давно наши китайские друзья научились делать аналогичные вещи. Заказать можно, например, вот тут. Ценник, не очень китайский, но в РАЗЫ дешевле оригинала. Герметика внутри чуть меньше, чем в оригинале, но в целом работают как надо. Маст хэв)
Дополнение 3:
И вот, не прошло и 10 лет, как наши производители подсуетились и тоже начали выпускать (ну как выпускать, . перепродавать скорее) такое!
Ищите по гордой аббревиатуре ГСИ-Т (маркировка от производителя КВТ) или просто ГСИ термоусаживаемая. На вид тот же китай) 1-в-1))
Итак, для работы нам понадобится:
{SOURCE}